Не адреналином единым

В рубрике «Хобби» разбираемся, чем занимаются сотрудники Московской Пивоваренной Компании в свободное время. В этом номере мы поговорили с любителями экстрима об эмоциональной разгрузке, работе в команде и о том, как важно доводить дело до конца в любой сфере.

Юрий Лобанов,
директор завода, по субботам рассекающий на мотоцикле по бездорожью

Как и многие пацаны, я катался на мотоцикле с детства, на «Ковровце» 1960 года выпуска. Это было интересно: сервисов и запчастей нет, чинили всё сами, ездили по лесам. Потом была пауза. Но 10 лет назад, насмотревшись на знакомых райдеров, решил купить мотоцикл снова. Начал ездить и втянулся настолько, что не представляю свою жизнь без этого хобби.

Дисциплина, которой я занимаюсь, называется эндуро (переводится как «выносливость»). В ней, в отличие от мотокросса, нет ограничений. Ты катаешься не по круговой трассе, а абсолютно везде: в лесах, полях, горах, в любой сезон и время суток. Кроме того, в эндуро время как результат совсем не важно. Главное — проехать выбранный участок, преодолеть все препятствия, получить удовольствие от езды и компании.

Да, райдеры редко катаются одни: это опасно. Ты уезжаешь в незнакомые места, иногда очень удалённые от населённых пунктов. Если что-то случится, тебе никто не поможет. У меня так было недавно. В 2020-м я поехал по маршруту чемпионата России в Геленджике в одиночку: с компанией не сложилось. И мотоцикл упал, заглох. Связи нет, смеркается, до города километров пятнадцать. Пытался починить мотоцикл — и ничего. Думал, надо всё бросать, идти пешком за помощью и возвращаться завтра. Но мне повезло: оказалось, глушитель забился землёй, и после прочистки мотоцикл завёлся.

Ещё один плюс эндуро — возможность поддерживать себя в хорошей физической форме. Нагрузка в этом спорте жуткая! При езде на мотоцикле работают все группы мышц. Кроме того, это не только физуха, но и баланс, координация движений. Несмотря на всю сложность, эндуро ещё и отличный отдых: отключаешься от всего, эмоционально разгружаешься. Поэтому по субботам меня ни для кого не существует.

«Ещё один плюс эндуро — возможность поддерживать себя в хорошей физической форме. Нагрузка в этом спорте жуткая!»

Конечно, как и любой экстремальный вид спорта, эндуро — это травмы от ушибов до серьёзных переломов. Что у меня, что у моих знакомых ни один заезд без падений не обходится. Поэтому, если кто-то захочет заняться ездой на мотоцикле, ему стоит подумать о нескольких вещах.

Первое — хорошая экипировка: шлем, мотоботы, брейсы, «черепаха» или панцирь. Если на мотоцикле, особенно в первое время, можно сэкономить, то на защите — ни в коем случае. И второе — умение правильно падать, так, чтобы и ты не повредился, и техника осталась в порядке. Мало того, что ремонт дорогой, бывает, заехал в дебри, разбил мотоцикл, и что с ним делать?

А что касается интересных трасс, то лучше всего горы: Геленджик, Архыз, Крым. Но и в Московской области есть прекрасные трассы, которые эндуристы из разных групп и районов раскатывают. Ильинское, Краснозаводск, Пушкино, Костино, Калуга, Дзержинский, Звенигород — хороших мест много. У эндуро действительно нет границ, заниматься им можно где угодно.

Игорь Чиркунов,
тренер по продажам, летающий на дельтаплане

Я всегда хотел летать. Но осуществить мечту получилось поздно, в 40 лет, когда уже работал в Московской Пивоваренной Компании. Начал с легкомоторных самолётов, потом решил попробовать свободное крыло. И пропал: свободный полет максимально похож на полет птицы и не сравнится ни с чем!

Самостоятельно учиться полётам на дельтаплане — очень недешёвый вид самоубийства. Именно так вам скажет любой пилот. Вот я и оказался в одном из трёх московских клубов — бывшем клубе МАИ, ныне DeltaFly. Выбор пал на него, потому что у «ДельтаФлай» все полёты легальные, без нарушений воздушного кодекса.

С другой стороны, аэродром ФИНАМ, где мы летали, — крупнейшая дроп-зона в Московском регионе. Из-за постоянного наличия в воздухе множества парашютистов и пилотажных зон нам доступны только учебные полёты («подпрыжки», как мы их сами называем) не выше 300 метров.

За большими полётами надо ехать подальше от города. С друзьями из дельтаклуба «Альбатрос» мы часто выбираемся на выходные в Рязанскую или Орловскую область. В пятницу, после работы, когда половина москвичей стоит в пробках в сторону дачи, мы грузим крылья, подвески… и встаём в те же пробки. Что поделать, мы же безмоторные! Зато в субботу с утра, когда дачники первый раз всаживают лопату в пашню или открывают первую бутылочку «Жигулей», мы собираем крылья, разматываем лебёдку и окунаемся в воздушный океан. Мы не бесплотные ангелы: вечером нас ждёт костёр, гитара и всё та же бутылочка «Жигулей» или «Хамовников», но немного, ведь в воскресенье предстоит новое свидание с небом.

Но, конечно, лучшие полёты в горах. В России надо ехать на Кавказ или в Крым (гора Клементьева). Последний — колыбель не только планеризма, но и всей российской авиации. В Крыму начал летать Королёв на планере собственной конструкции. Ну, а Кавказ — это Кавказ! Где ещё можно посмотреть вблизи на снежники, набирая более пяти километров высоты?

В 2020 году я собирался впервые выехать в Альпы на курсы к многократному чемпиону мира Герольфу Хендриксу. Но всем известные события поставили на затее крест. Чем Альпы лучше Кавказа? Если не брать в расчёт, что, летая в Альпах, ты можешь сегодня быть в Австрии, а завтра в северной Италии, то Кавказ — это те же Альпы плюс знаменитое кавказское гостеприимство. Хотя европейский сервис пока только в Альпах.

Дельтаплан — одноместный летательный аппарат. Но дельтапланеризм — командный вид спорта, ты никогда не будешь один. Летать в одиночку запрещено правилами, это небезопасно. Кроме того, на сегодня самая распространённая дисциплина — маршрутные полёты. Здесь рекорд — без малого 800 километров. Вот и представьте: улетишь километров на триста от базы и не сможешь вернуться, например по погодным условиям. Кто тебя с дельтапланом заберёт? Только твои же друзья.

«Если не брать в расчёт, что, летая в Альпах, ты можешь сегодня быть в Австрии, а завтра в северной Италии, то Кавказ — это те же Альпы плюс знаменитое кавказское гостеприимство»

Кто-то скажет: дельтапланеристы — безбашенные экстремальщики. И будет неправ! Полёты на дельтаплане без дисциплины и жёсткого следования регламентам невозможны. Вернее, возможны, но недолго. Как говорится, пилот может быть или смелым, или старым — одновременно не бывает. А поскольку каждый в первую очередь отвечает сам за себя, это воспитывает железную самодисциплину.

Кроме того, глядя на любого летающего дельтапланериста, я с уверенностью скажу: это человек, доводящий начатое дело до конца, чего бы ему это ни стоило. Именно сложное первоначальное обучение делает тусовку дельтапланеристов очень тесной: активно летающих дельтапланеристов в России меньше, чем долларовых миллионеров. Сколько ребят, не выдержав обучения, сдались, бросили. Кто-то ушёл в парапланы, потому что легче, логистика проще. Только по-настоящему целеустремлённые люди, влюблённые в небо, доходят до полётов и продолжают, несмотря на кризисы, ковиды, удалённость лётных мест и прочие сложности.

Фёдор Забалуев,
менеджер по развитию в команде Gorilla, исполняющий трюки на BMX около 20 лет

«Всё, завтра едем, и ты покупаешь велосипед», — сказали мне друзья, когда у меня в 14 лет с первого раза получилось выполнить трюк Bunny Hop на BMX. Тогда этот спорт только зарождался в России, в Москве было совсем немного райдеров, и я заинтересовался, в том числе из-за того, что после первой удачи испытал какую-то эйфорию, удовольствие.

Дисциплина BMX — очень разносторонняя: есть трюки, рейсинг, стрит и парковое катание, флэт. Мне ближе выполнять различные элементы, чем гонять на скорости. Двадцать лет назад условий для тренировок — каких-то парков, рамп — не было. Начинал кататься вместе с друзьями на «Автозаводской». Это мой район, я здесь вырос и живу до сих пор. А учились трюкам мы по нескольким видеокассетам, которые засматривали до дыр и передавали из рук в руки. Сейчас всё гораздо проще и с инфраструктурой, и с возможностью найти что угодно в интернете.

Безусловно, катание на BMX — это спорт. Но для многих в комьюнити, для меня и моих друзей в том числе, оно значит нечто большее, чем призовые пьедесталы и подиумы. Это способ самовыражения, выплеск накопившихся эмоций. С той же целью кто-то бьёт татуировки, делает пирсинг, красит волосы. Мы же катаемся на BMX.

Сейчас, правда, я делаю это реже: возраст, риск получить травму (куда без этого) — много причин. Но всё же продолжаю, чтобы поддерживать форму, не терять навыки и просто получать удовольствие. Ничего нового уже не учу, шлифую исполнение знакомых элементов, ведь все мы знаем, что совершенству нет предела. Кроме того, я, помимо бренда Gorilla Energy, работаю в Олимпийской школе спортивного резерва, передаю свои знания другим спортсменам. И вот это, наверное, занимает больше времени, чем личные «покатушки».

BMX не единственный экстремальный вид спорта, который я пробовал. Уже два года как хобби веду ютуб-канал «Хороший плохой злой», снимаю влоги, как открываю для себя что-то новое с профессионалами из разных дисциплин. Мне как человеку, посвятившему всю жизнь велосипеду, это очень интересно. Первоначально на своём опыте хотелось показать, что любой экстремальный спорт — это просто. На деле, конечно, всё иначе. Но я кайфую от процесса. За два года отснял 24 дисциплины. Больше всего зацепили мотоциклы, даже гонял с семикратным чемпионом России Сергеем Карпухиным. Это совершенно другие эмоции. Вообще, пробовать разное и не замыкаться на чем-то одном очень важно.