Метрополитен, который мы не видели или не замечали

Московское метро не только самый быстрый городской транспорт и место встреч. Это особая экосистема линий, станций и тоннелей, к которой приложили руку без преувеличения все: архитекторы, строители, художники, политики и даже мы, обычные люди. И, конечно, это невероятный культурный памятник, историю которого от и до знает разве что пытливый искусствовед. Чтобы рассказать о метро всё, не хватит и тысячи страниц, поэтому собрали для вас самые примечательные, на наш взгляд, факты и случаи, с которыми стоит познакомиться. А потом, как будет время, побывайте на разных станциях метрополитена и посмотрите всё сами.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Торжественное открытие Московского метрополитена состоялось 15 мая 1935 года. Жители столицы восприняли новый транспорт радостно, но скорее как развлечение. В метро ходили кататься, словно на карусели, даже специально для таких выходов одевались понаряднее. А метростроевцы стали секс-символами того времени. К ним относились с большим уважением, ими восхищались, видя в них настоящих строителей коммунизма и лучших людей. О них писали стихи и поэмы, а художники рисовали их портреты. Кстати, именно метростроевцы стали натурщиками для известной скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

15 октября 1941 года был получен приказ закрыть метрополитен. Его планировали затопить, а вагоны и оборудование  эвакуировать. Станции и тоннели начали минировать, оборудование — демонтировать. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро закрыли, но буквально на следующий же день приказ был отменен. А шестого ноября на станции «Маяковская» провели торжественное заседание Московского совета, посвящённое 24-й годовщине Октябрьской революции, на котором выступил Сталин. На платформу привезли две тысячи кресел из Большого театра, а перед эскалаторами установили трибуну. Обращение Сталина вызвало сильный патриотический подъём. По стране прошли многочисленные митинги под лозунгом «Наш народ даст всё для фронта, всё для победы над врагом!»

И всё же облик метро изменился. Во время войны многие станции превратились в бомбоубежища. В недостроенных тоннелях и на перронах устанавливали деревянные настилы, двухъярусные нары, оборудовали буфеты и места для хранения вещей. Подсчитано, что в то время в московском метро родилось 217 детей!

Строительство метро продолжилось с мая 1942 года. Тысячи женщин пришли в метрострой, поскольку мужчины в основном были на фронте. С тех пор стройка не прекращалась. Сегодня Московский метрополитен охватывает почти всю столицу и частично область. Его станции украшают работы художников, чьё творчество стало гордостью галерей и продаётся на антикварных аукционах за огромные деньги.

ИСТОРИЯ В ЛИНИЯХ И СТАНЦИЯХ

ИСТОРИЯ В ЛИНИЯХ
И СТАНЦИЯХ

Сокольническая линия

Самая первая линия Московского метрополитена. Именно от станции «Сокольники» 15 мая 1935 года отправился первый поезд с пассажирами. Название дано в честь района столицы, где в XVII веке жили сокольничие, занимающиеся отловом и обучением птиц для царской охоты. Этот лес стал большим и всеми любимым парком отдыха.

Несмотря на то, что Сокольническая — самая первая ветка, наиболее интересные станции построены совсем недавно, буквально в 2010–2020-х годах, например «Тропарёво». У москвичей она ассоциируется с одноименным лесопарком, и оформление у неё соответствующее. Станция спроектирована односводчатой с рядом встроенных в пол и направленных к потолку декоративных структур, напоминающих деревья и окружённых люстрами-светильниками.

На станции «Румянцево» путевые стены оформлены абстрактными рисунками по мотивам картин нидерландского художника Пита Мондриана. На платформах установлены ярко-красные скамейки, несущие конструкции выполнены в контрастной чёрно-белой гамме, а в общем облике станции преобладают правильные геометрические формы.

Замоскворецкая линия

На севере ветки находится станция «Аэропорт» с богатой историей. Название пошло от бывшего Центрального московского аэродрома на Ходынском поле. Оформление станции посвящено русской и советской авиации, барельефы на сводчатом потолке изображают раскрытые парашюты, а светильники вписаны в пересечение их строп.

Но самая знаменитая станция Замоскворецкой линии — «Маяковская». Это настоящий дирижабль под землёй! И это не просто ассоциации посетителей: все детали были изготовлены на заводе «Дирижаблестрой». Колонны и арки станции в стиле ар-деко покрыты рифлёной нержавеющей сталью. В нишах на потолке размещены мозаичные панно из смальты «Сутки советского неба». Такой необычный идейный дизайн получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке.

Ещё одна красивая станция — «Театральная». Она украшена гигантскими фарфоровыми барельефами с изображением танцоров и музыкантов народов СССР. На них запечатлены семь союзных республик: Армения, Грузия, Узбекистан, Казахстан, Украина, Беларусь и Россия.

Арбатско-Покровская линия

Линия-рекордсмен. Самая длинная — 45,1 километра. На ней находится самый долгий перегон, 6625 метров, между станциями «Строгино» и «Крылатское».

А «Парк победы» — самая глубокая станция в московском метро: эскалаторы занимают 126,8 метра

Северо-западная часть линии относительно молода и необычна в плане дизайна. Но обо всём по порядку. Белоснежная, просторная станция «Строгино» открыта в 2008 году. Тогда же появился «Славянский бульвар». Создатели станции вдохновлялись работами известного французского инженера и архитектора, представителя стиля модерн Эктора Гимара, который занимался отделкой старых станций парижского метро. У него были позаимствованы кованые металлические орнаменты из листьев и ветвей и металлические деревья, которые делают станцию похожей на настоящий бульвар.

Следом, в 2009-м, открыта «Волоколамская», самая безлюдная станция в Московском метро. Её оформление поражает вереницей больших полукруглых арок и сочетанием белого и тёмно-серого мрамора. Шаг колонн тут увеличен до девяти метров.

Станция «Пятницкое шоссе» открылась в 2012 году. Она необычна тем, что платформы на ней не прямые, а изогнутые. Интересно оформление станции: с одной стороны путевая стена отделана чёрным мрамором, а с другой — белым.

Говоря об оформлении станций, невозможно не отметить ещё одну, «Площадь революции». Она знаменита своими скульптурами, расположенными в нишах арок, которые образуют пилоны станционного зала. Всего их семьдесят шесть. Интересно не количество, а размещение фигур.

Для того чтобы скульптуры людей уместились в арки, их изобразили либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу даже появилась острая шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях». А ещё существует примета, которую знают все от москвичей до туристов из дальних стран: потереть нос или подержать за лапу бронзового пса к удаче. Поэтому носы и морды собак блестят и понемногу стираются.

Одна из тайн Арбатско-Покровской ветки — её название. Почему «Покровская», если такой станции нет? Причина в изменении планов строительства. Проекты станций «Покровские ворота» и «Ильинские ворота» не были реализованы, от них остались только заделы и название линии.

Кольцевая линия

Она соединила почти все радиусы московского метро и семь из девяти вокзалов столицы. Согласно легенде, Иосиф Сталин, выслушав план развитиям метро без Кольцевой линии, неожиданно перевернул уже допитую кофейную чашку на схему, оставив на ней кофейное пятно, окружавшее центр Москвы и сказал: «Вот ваш главный недостаток». Якобы именно поэтому Кольцевая линия обозначается на схеме коричневым цветом.

Это, пожалуй, самая красивая и пышно оформленная линия Московского метро. Сталинский ампир, богатый, тяжеловесный, помпезный, представлен здесь во всем блеске. «Новослободскую» украшают витражи, а её торец — мозаичное панно: счастливая мать с детьми протягивают руки к небу, в нём голуби и лента с надписью «Мир». Кстати, раньше вместо надписи там был портрет Сталина.

«Комсомольская» поражает высотой потолков: девять метров, вместо стандартных пяти с половиной. Станция позиционировалась как ворота города, поскольку на ней находится сразу три крупнейших вокзала. Было важно сделать её запоминающейся и формирующей первое впечатление о столице. Внутреннее убранство «Комсомольской» — апофеоз сталинского ампира. Станция напоминает балетный зал во дворце: два ряда колонн, антаблементы с карнизами, огромные арки, белые лепные элементы, потолок, украшенный мозаиками, огромные шикарные люстры.

Очевидный, но неожиданный факт: «Киевская» действительно построена киевлянами. Она стала, пожалуй, самой пышной и яркой на Кольцевой ветке. Неповторимой её делают 18 мозаичных панно в массивных лепных рамах. Они иллюстрируют историю взаимоотношений России и Украины начиная с Переяславской рады и до мирной жизни в советской стране. Забавный момент для нашего времени: на мозаике «Борьба за советскую власть на Украине» один из партизан будто держит в руках мобильный телефон, а на коленях — ноутбук.

Калужско-Рижская линия

На ней есть две станции, претендующие на титул самых некрасивых в роскошном московском метро. Это «Рижская», облицованная кафелем странных жёлтых и свекольных цветов, и «ВДНХ», ставшая жертвой экономии. Первоначально предполагалось, что её пилоны будут обрамлять арки, украшенные зелёной с золотом флорентийской мозаикой. Но бюджет внезапно сократили и своды просто закрасили темно-зелёной краской. В результате станция, которая могла стать произведением искусства, имеет довольно невзрачный вид.

Но зато как хороша станция «Свиблово»! Её украшают мозаичные гербы русских городов. Здесь планировали строить автовокзал с рейсовыми автобусами по Золотому кольцу. Планы не осуществились, но красивые мозаики остались.

Таганско-Краснопресненская линия

По опросам, самой красивой станцией считается относительно новая «Жулебино». Один из её вестибюлей оформлен в зелёных тонах, а другой в оранжевых, поэтому колонны и потолок плавно меняют цвет от салатового до ярко-рыжего. Вместо традиционного гранита и мрамора на станции использованы навесные металлические панели с зеркальным антивандальным покрытием.

Второй по красоте считается «Пушкинская». Это светлая, просторная станция с массивными люстрами и бюстом великого поэта возле перехода на станцию «Чеховская»

Калининская линия

На станции «Перово» стены украшают восемь плит с изображением мифических животных. На первой справа от восточного выхода вырезано дерево с сидящей на нём птицей. На противоположной плите — сказочная райская птица Сирин, на следующих — вещая птица Гамаюн и лев. На третьей паре плит можно увидеть крылатого коня и солнце, разделённое на четыре времени года и на день и ночь. А на последней паре изображена голубка и повторяется мотив первого панно. Хотя по официальным данным художественное оформление станционного зала посвящено теме народного творчества, ходит легенда, что барельефы на самом деле иллюстрируют «Апокалипсис» Иоанна Богослова.

Серпуховско-Тимирязевская линия

Самыми красивыми станциями этой линии считаются «Чертановская» и «Чеховская». Колонны «Чертановской» облицованы белым мрамором и имеют необычную форму: у них нет привычных граней или полукруглых углублений, они будто «втекают» в своды потолка. Стены украшены вставками на тему строительства новой Москвы, а на полу выложен геометрический орнамент из красного и тёмного гранита.

На «Чеховской» путевые стены украшены мозаичными панно по мотивам произведений Антона Павловича

Люблинская линия

На «Римской» есть особая достопримечательность: единственный в своём роде фонтан. Рядом с ним расположены обломки «древних» колонн и статуи младенцев. Предполагается, что это Ромул и Рем, легендарные основатели Рима.

Стены станции «Достоевская» украшают чёрно-белые флорентийские мозаики со сценами из «Идиота», «Братьев Карамазовых», «Преступления и наказания», «Бесов» и — неожиданно — включают сцены убийств и самоубийств героев произведений.

Ещё одна станция с необычным и загадочным художественным решением — «Трубная». На витражах изображены виды старинных русских городов с большим количеством церквей и соборов, вот только почему-то без крестов. Спустя время они стали появляться. Видимо, пассажиры самостоятельно прикрепляли к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики.