Команда — главный инструмент успеха

2020 год уже вошёл в мировую историю. Но ещё важнее, что он стал ключевым для многих компаний и лично для каждого из сотрудников. Мы не исключение. Так, например, в октябре группу лицензионных проектов покинул руководитель Армен Амбарцумян, который работал в компании более 13 лет. На его место была назначена Наташа Якушева. С августа 2014 года она отвечала за развитие группы импортных марок: бренда Krombacher и бельгийского портфеля. Мы поговорили с ней о новой стратегии развития лицензионных проектов, результатах, которых добилась компания в конце 2020-го, целях на этот год и главных принципах работы с командой.

Наталья Якушева, руководитель группы лицензионных проектов
Пришла в компанию в августе 2014 года на должность менеджера проекта Krombacher.
В 2018-м заняла позицию руководителя группы импортных марок пива. За это время Россия стала вторым экспортным рынком немецкой марки, продажи которой выросли в четыре раза, а Московская Пивоваренная Компания — одним из ведущих экспортных партнёров пивоварни Krombacher.

Пандемия, риски и рост

2020-й стал довольно насыщенным на события и для меня, и для компании. Во время карантина (конец марта — июль) были прекращены продажи по каналу сбыта on-trade (рестораны, бары, кафе), составлявшие для моей группы около 40%. Нам нужно было оперативно адаптироваться к переменам, принимать сложные решения в очень короткие сроки. Приходилось идти на риски. Текущая ситуация, прогнозы и планы — всё постоянно менялось.

Большим стрессом лично для меня стал удалённый режим работы. Я офисный сотрудник, мне важно видеть людей, общаться с ними, я люблю своё рабочее место с супербольшим монитором, своё удобное кресло, Mosbrew Lounge. Но нужно отметить, что в тот период мы очень сблизились, контактировали друг с другом ещё чаще, чем раньше, чтобы принимать быстрые решения, но иначе. Узнали, что такое ZOOM, использовали WhatsApp для видеозвонков.

Когда курс евро в течение двух месяцев резко вырос, мы не понимали, что делать, поэтому полностью поменяли стратегию развития нашего импортного портфеля. Провели огромное количество финансовых расчётов, чтобы, насколько это вообще возможно, избежать финансовой недостачи. Сейчас уже можно сказать, что наши самые пессимистичные прогнозы не сбылись. Наоборот, люди быстро смогли переключиться с привычного образа жизни, связанного с посещением кафе и ресторанов, на домашнее потребление. Предпочтения поменялись, а мы, даже по сравнению с первым полугодием 2019 года, смогли вырасти.

Потерю гигантского объёма продаж именно разливного ассортимента нам удалось максимально компенсировать продажами фасованного пива. Получается, наши стремительные решения действительно помогли и вывели компанию и каждого сотрудника на новый уровень.

«Основная мысль, которая объединяет все эффективные книги для управленцев, в том, что команда — главный инструмент успеха»

Команда лицензионных проектов

Новое назначение

В октябре предыдущий руководитель группы принял решение продолжить карьеру за пределами нашей компании. Нужно было быстро найти ему замену внутри коллектива. Как мне потом рассказывали, кандидатов было несколько. В итоге остановились на мне — помог опыт успешного управления брендами и людьми. С 2014 года, когда я пришла на должность менеджера бренда Krombacher, а затем стала руководителем группы проектов импортного пива, продажи выросли в четыре раза. И, конечно, это успех команды, которая работает в симбиозе, а ты, как руководитель, настраиваешь этот организм.

Я ворвалась на новую должность из отпуска, официально вступила в роль руководителя группы лицензионных проектов с первого ноября. Помимо этого, до конца года я по-прежнему отвечала за проекты в импорте, пока не нашли преемника по бренду Krombacher.

В лицензионной группе уже была сложившаяся команда из восьми человек. В моем прямом подчинении шестеро, ещё два ассистента у менеджеров проектов. Я очень благодарна команде, которая помогла мне максимально быстро, буквально на лету, адаптироваться и вовлечься в работу. Были проекты, требующие завершения до конца года, буквально за два месяца.

Самым важным для меня было сработаться с командой. Когда новый руководитель приходит в сформировавшийся коллектив, это сложно как для самого начальника, так и для всех его подчинённых. Я перечитала несколько книг, которые когда-то дали мне мотивацию и вдохновение, о том, как управлять командой, делегировать и вообще быть руководителем. Например, одна из моих любимых — «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Он делит руководителей на пять уровней. Последний из них — мой заветный пьедестал, куда хотелось бы добраться. Основная мысль, которая объединяет все эффективные книги для управленцев, в том, что команда — главный инструмент успеха.

О принципах руководителя

У меня есть десять принципов, которые я стараюсь учитывать в работе.

Дисциплина
Принятие решений на основании данных, а не субъективного мнения
Свобода через ответственность
Открытость
Обратная связь и работа с ней
Личное поведение как пример
Справедливость
Уважение
Вовлеченность в совместные проекты
Умение признавать ошибки

Открытый диалог для меня очень важен. Ведь самая большая проблема людей, на мой взгляд, — это нежелание или неумение разговаривать. Поэтому у нас в команде проходят еженедельные встречи по пятницам, когда мы обсуждаем общие вопросы и проходимся по проектам и задачам каждого. Я очень хочу, чтобы люди были вовлечены и понимали, кто и чем занят, помогали друг другу, делились информацией, и чтобы всё это приводило к успеху, рождало мотивацию и гордость за команду. И я хочу помогать им становиться лучшей версией себя, не сравнивать себя с кем-то, а сравнивать с собой, совершенствоваться и получать от этого удовольствие.

Результаты команды лицензионных проектов

Так как я пришла в конце года, неправильно говорить, что результаты команды — мои результаты. Как уже говорила, были проекты, в которые важно было включиться максимально быстро. Например, с гордостью могу отметить, что в конце года мы подписали очень важный лицензионный договор по марке Bavaria, о котором мечтали ещё с 2006 года. Бренд нидерландский, хотя люди в России считают его немецким из-за того, что в Германии есть регион Бавария. Я участвовала во встречах по проекту на второй рабочий день в новой должности, рассказывала о намерениях, разбиралась в документах. Мы буквально в ночи согласовывали основные пункты договора, довольно быстро достигали компромиссов. В итоге создали прецедент: подписали договор меньше чем за месяц, 29 декабря. Сейчас уже идёт большая подготовка к запуску. Процесс очень сложный и очень небыстрый.

Также мы с командой провели несколько успешных годовых переговоров с нашими лицензиарами. Из-за смены руководителя группы начали довольно поздно. Было чувство, что бежишь за поездом, который уже отправился с перрона, закидываешь на ходу чемоданы и всё-таки запрыгиваешь. И мы запрыгнули. Я не фанат такого подхода, считаю, что всё должно быть заблаговременно, но такие ситуации, конечно, неизбежны.

Начали переговорный процесс с одним из наших партнёров по запуску других направлений в 2021 году. Мы заинтересованы в дополнительных продажах и ориентируемся на более молодую совершеннолетнюю аудиторию. Одна из главных задач — сделать пиво максимально интересным напитком и по возрастной категории, и в отношении пола, чтобы сломать стереотипы, например о том, что это больше мужской напиток.

структура группы
лицензионных проектов

Задачи и цели на 2021 год

Одна из самых больших задач — это, конечно же, успешно перезапустить на российском рынке проект Bavaria. Он соприкасается с моей работой с Krombacher, но у него больший потенциал. В проект вовлечено огромное количество людей, мы постоянно проводим встречи. Это приоритетная цель, нужно сделать всё максимально грамотно и качественно, заложить хороший фундамент для развития.

Мы сейчас в эпицентре классных идей, что безумно вдохновляет. Здорово, когда в работе обмениваешься идеями и энергией, когда ты действительно видишь результат и понимаешь, что сделал всё на супервысоком уровне. И, когда я замечаю похожие эмоции у команды, это ещё больше заряжает и объединяет.

Второе — это новые проекты. Тут я подхожу ко всему довольно рационально. Хочу просчитать все возможные риски и сразу успешно запустить проекты. Поэтому мы очень последовательны. Ведь, если говорить о старте чего-то нового, нужно сначала понять, кто твой потребитель, насколько товар будет интересен, проверить упаковку, вкусы, устроить дегустацию.

Также важно продумать промокампанию. Мой опыт в работе с бельгийской продукцией, довольно дорогостоящей, показал: сейчас на российском рынке товар дороже определенной суммы имеет более низкий потенциал развития. Люди сегодня умеют считать деньги, и это видно в отношении всех категорий. Покупатели выбирают продукт не по уровню лояльности, а по хорошей цене. И, по нашим данным, больше 80% продаж генерируется за счёт промопредложений.

Россия в этом плане очень сильно отличается от других стран. Когда мы показываем нашим европейским партнёрам, что, например, во Франции всего 16% продаж делается благодаря промо, а в России — 80%, они сильно удивляются.

Есть поставленные руководством задачи по финансовым показателям и объёму продаж. Мы каждую неделю возвращаемся к ним, наблюдаем за развитием сбыта, сверяемся с планом, чтобы быть командой немедленного реагирования. Если видим, что где-то не получается, сразу задаём вопросы коллегам из других отделов. В общем, всегда держим руку на пульсе, чтобы соответствовать заданным цифрам.

О личных целях

Моя личная цель — создать команду мечты (dream team). Я даже наш чат в WhatsApp так назвала. Хочу, чтобы люди приходили на работу с удовольствием. Я даю сотрудникам свободу, а не контролирую каждый шаг, но на каких-то этапах смотрю и слушаю текущие статусы, где-то координирую, направляю. Каждому в команде важно иметь возможность поделиться собственным мнением.

Я вспоминаю слова своего предыдущего руководителя, директора дивизиона «Импорт» Максима Гусева. Как-то мы обсуждали один проект, и он сказал: «Наталья Николаевна, вот станете руководителем, поймёте меня». В тот момент я вообще не поняла, зачем он мне это сказал, но сейчас думаю об этом почти каждый день. Действительно, пока не начнёшь руководить, не сможешь прочувствовать, сколько в этом слове, «руководитель», заложено. Люди думают, что это в первую очередь власть, возможности, высокая зарплата. Но сейчас я понимаю, что это безумная ответственность за людей, результат, принятие быстрых решений.