С Запада к нам постоянно приходят новые веяния. В последнее время такими стали тренды на здоровый образ жизни и ответственное потребление. Мы пытается вовремя реагировать на вызовы, вот почему внутри компании вновь появился выделенный дивизион «Напитки», в который вошли все безалкогольные SKU. И пусть он появился совсем недавно, в конце весны 2021 года, его команде уже есть что рассказать. Поговорили с директором дивизиона Русланом Гильдескиольдом о решении выделить новую категорию, текущих задачах и планах на ближайшее время.
Руслан Гильдескиольд
директор дивизиона «Напитки»
Руслан Гильдескиольд
директор дивизиона «Напитки»
О том, как всё начиналось
Отправная точка воссоздания дивизиона «Напитки» — 1 мая 2021 года. Именно в этот день его вновь обособили в отдельное направление развития компании, хотя, естественно, решение о его создании принималось заблаговременно, ещё в конце прошлого года.
Почему вообще мы решились на такой ход и для чего нужен наш дивизион? Люди и их потребительское поведение меняются: в тренде здоровый образ жизни, забота о себе, отказ от лишних углеводов и сахара. Мы смотрим на наших конкурентов и партнёров из пивоваренной отрасли в Европе и видим, что крупные игроки стремятся перепрофилировать свой бизнес, потому что продавать пиво становится всё сложнее. Например, если раньше среднестатистический немецкий потребитель выпивал чуть ли не за вечер по три-пять литров, сейчас молодёжь, дай бог, выпьет бутылку-другую.
Мы видим это в статистике ассоциации пивоваров Германии Deutschen Brauerbund: в 2020 году потребление пива на душу населения в этой стране было рекордно низким и составило всего 88 литров, что вдвое ниже результатов начала девяностых. Эта тенденция постепенно приходит и в Россию. Потребление алкоголя в целом и пива в частности на душу населения стремительно сокращается из года в год. Ситуация на рынке диктует нам быть гибкими, смотреть на другие категории и открывать новые форматы.
«Ситуация на рынке диктует нам быть гибкими, смотреть на другие категории и открывать новые форматы»
Кроме того, у нас перед глазами успехи энергетического напитка Gorilla. Результаты бренда показывают, что безалкогольная продукция может прекрасно продаваться и быть драйвером роста компании и её доходов. Это простимулировало доверие руководства к нашей категории. В общем, все факторы в совокупности и привели к выделению дивизиона «Напитки» в самостоятельную единицу с целью поискать себя, найти новые и потенциально интересные направления.
О портфеле дивизиона
У нас есть собственные напитки, лицензионные и импортные. К первым пока относится только квас. Он по производству и технологии ближе всего к пиву: это продукт брожения из сусла. Во второй категории много разных SKU, расскажу о наших исторических лидерах. С 2013 года мы по лицензии выпускаем воду Nestle Pure Life. Поддерживаем многолетнее партнёрство с австрийской компанией Eckes-Granini — производим соки Pago. Ещё по лицензии давно работаем с AG Barr и выпускаем газировку IRN BRU. И это далеко не всё: есть холодный чай Arizona и несколько брендов минеральной воды.
Сейчас мы активно наращиваем мощности. В прошлом году от нас ушло два крупных водных контракта, но в этом мы восполнили пробел, заключив партнёрство с производителями итальянской воды San Bernardo и Dolomia. У нас много планов. Есть цель запустить линейку собственной воды, функциональных напитков, сделать свою газировку и ещё один бюджетный энергетик, заключаем несколько импортных контрактов на энергетические и сокосодержащие напитки.
«У нас много планов. Есть цель запустить линейку собственной воды, функциональных напитков, сделать свою газировку и ещё один бюджетный энергетик»
О положении на рынке
В силу исторических причин какого-то существенного места на рынке у нас нет. Всё-таки мы пивоваренная компания, безалкогольные напитки были побочным направлением. Никто не ждал в этой категории грандиозных высот, все делали ставку на пиво.
Однако были и успехи на рынке импортной минеральной воды. Именно мы строили такие бренды, как San Pellegrino, Perrier, Vittel, Aqua Panna и другие. Это была серьёзная часть нашего импортного портфеля. Когда эти контракты ушли, «Напитки» потеряли значимость для доходов компании. Мы попробовали восполнить это собственным брендом кваса и лицензионным контрактом Nestle.
Сейчас у дивизиона три локомотивных марки. Первая — квас. В прошлом году удалось выйти на новый уровень производства и продаж, и мы наконец-то попали в топ-10 брендов кваса по России. Согласно данным AC Nielsen, мы прочно заняли седьмое место. Надеемся, что дальше будет больше.
Вторая — вода Nestle Pure Life. В нынешнем году мы пока идём рекордными для нас темпами. И третья — соки Pago, согласовываем сейчас с лицензиаром запуск сокосодержащей воды.
Конечно, нельзя не отметить и локомотив компании в безалкогольной продукции — энергетик Gorilla. Но он не относится к дивизиону «Напитки»: в силу значимости команда бренда была выведена в отдельное подразделение.
О благотворительности и не только
Мы активно поддерживаем различные социальные инициативы, как в Мытищах, так и за его пределами. Летом по согласованию с правительством Московской области, чтобы поддержать граждан, в жару раздавали воду в парках. Предоставляли воду на праздник выпускников в парке Горького. В этом и в прошлом году поставляли воду и соки Pago в «красную зону» ковидных больниц.
Регулярно, уже несколько лет поддерживаем фонд продовольствия «Русь» и фонд «Надежда». Они централизованно распределяют нашу продукцию среди малоимущих семей и на местные социальные мероприятия. А во время пандемии они доставляли продукцию многодетным семьям и старикам до двери.
«Летом по согласованию с правительством Московской области, чтобы поддержать граждан, в жару раздавали воду в парках»
Поддерживали ещё «Игры победителей» в Ростове — соревнования для детей с особенностями развития. И по запросу Disney участвовали в акции в детской деревне SOS Томилино. Вообще нам очень важно поддерживать такие инициативы, и мы стремимся быть активными в этом направлении.
Также мы сотрудничаем и со спортивными мероприятиями. Сейчас работаем с триатлонными командами, например подписали спонсорское соглашение с Iron Star на этот год. Все их мероприятия поддерживаем водой, соками и газировкой IRN BRU. Это восемь соревнований в разных городах: Москве, Сочи, Геленджике, Калининграде, Казани, Самаре и других.
31 июля прошло ещё одно большое соревнование по триатлону — Iron Man. В этом году его принимал Санкт-Петербург. Там мы тоже присутствовали. Были и на Moscow Challenge 14–15 августа. В общем, мы тоже идём за спортом: это модное направление. Всё больше и больше людей вовлекается в него каждый год. Например, ещё несколько лет назад у Iron Star было пять стартов, сейчас их уже восемь, а на следующий год будет ещё больше. Поэтому мы с удовольствием поддерживаем такого рода события.
О планах
Наш дивизион сформировали, чтобы значимость напитков компании на российском рынке росла. Мы уже провели работу по анализу потенциально интересных направлений для запуска. Это вода, как я уже говорил, и функциональные напитки как отдельная новая категория. Мы также присматриваемся к безалкогольным зельцерам, но пока до конца не определились, нужно ли нам это.
По нашему мнению, российский потребитель не очень готов к такому специфическому продукту. Мы видим это на примере «Святого источника» и компании IDS Borjomi. Они попробовали запустить свои зельцеры, но как-то не пошло на рынке. Наверное, не очень правильный момент запускать что-то похожее, но под другим названием. Поэтому пока мы работаем в другом направлении: фокусируемся больше на функциональности продукции. Но это уже другая категория — витаминизированные напитки и воды.
«Наш дивизион сформировали, чтобы значимость напитков компании на российском рынке росла»
Говорить о том, что точно запустится, пока рано. Иногда обстоятельства выше нас. Например, сейчас мы сталкиваемся с тем, что большую часть производственных мощностей занимает Gorilla. Это ни в коем случае не плохо, просто у нас чуть меньше возможностей. Активно ищем правильных партнёров на контрактное производство вне нашей компании.
В марте 2022 года ожидается ввод в эксплуатацию нового оборудования. К тому моменту мы уже выберем и запустим наиболее перспективные с точки зрения роста объёма и доходности проекты и будем действовать уже в том числе и на наших мощностях.